Программа развития классного коллектива
Хадарова Галина Васильевна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования личности творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими познаниями, имеющей чувство патриотизма. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?
Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении четырех лет.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры, дополнительного образования и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
В программе намеренно не занесены сроки проведения мероприятий. Каждый классный руководитель самостоятельно выбирает время их проведения либо по мере необходимости, либо в связи с календарными датами.
Программа “Мир, в котором Я живу” разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Данная программа апробирована в течение четырех лет (2006 -20010 годы). Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей, свидетельствуют о ее эффективности. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. К концу 4 класса дети отличаются самостоятельностью и активной гражданской позицией.
Цель программы:
- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
- помощь детям в адекватном выражении своего “Я”
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Задачи программы:
- формировать нравственную культуру учащихся;
- способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни
- воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
- развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Основные направления работы:
- “Я, моя семья, мои друзья”;
- “Я и мой край родной”;
- “Я и мой интеллект”;
- “Я и мое здоровье”.
Направление “Я, моя семья, мои друзья”
Цель деятельности классного руководителя:
- Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
- Организация и совместное проведение досуга детей.
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “ учитель-ученик-родитель”.
1 класс |
2класс |
3класс |
4класс |
Беседы |
“Моя любимая мамочка”;
“Мамины руки не знают скуки”;
“Почему меня так назвали”;
“Мои бабушка и дедушка”; |
“Как образовалась моя семья”;
“Как росли мои бабушка и дедушка”;
“Как растили мои бабушки-дедушки моих родителей”;
“Что означает моя фамилия”;
“Воспетое народом материнство”;
Ролевая игра “Ежели вы вежливы”;
“Почему я непослушен” |
“Что умеют бабушкины руки”;
“Старость – это всегда слабость”;
“У кого будет мое отчество” |
“Что такое честь фамилии”;
“Я –будущая надежда семьи”;
“Семейное древо”;
“Кто были мои предки” |
Конкурсы |
“Данила-мастер” (работа с природным материалом)
Конкурс рисунков “Моя семья” |
“Маленькая хозяюшка”;
“Рыцарский турнир”;
Конкурс рисунков и творческих работ “Семья и школа” |
Конкурс рисунков и творческих работ “Профессии наших родителей”;
Конкурс чтецов на заданную тему |
Конкурс красоты и очарования;
“А и сильные и могучие богатыри на славной Руси”;
Инсценирование народных сказок |
Праздники |
“Давайте познакомимся”;
Праздник мам;
Праздник ко Дню защитника Отечества |
“Род, родные, Родина”;
“При солнышке тепло, при матери добро”;
Семейный праздник “Веселые старты” |
“Мама, папа и я – спортивная семья”;
“Масленица”;
“Что за день 8 Марта!” |
“И вот он дом, в котором мы живем”;
“Фабрика звезд” (Выпускной) |
Направление “Я и мой край родной”
Цель деятельности классного руководителя:
- Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.
- Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
- Воспитание достойного гражданина своей страны
1 класс |
2класс |
3класс |
4класс |
Беседы |
|
|
“Не ломайте веточку”;
“Осенний лист – краса природы”;
Классный час “Синичкин день”;
“Красота природы моей местности”;
“Чем славится моя республика?” |
“Растения – составная часть природного окружения человека”;
“Не нарушайте тишину”; |
“В лесу родилась елочка”;
“Земля – наш общий дом”;
“Кубань – здравница России”;
“Мое место в природе”; |
“Красная книга”;
“Этот удивительный мир животных”;
“Как прекрасен этот мир, посмотри!” |
Конкурсы |
|
|
Конкурс загадок “Алфавит”;
Конкурс рисунков о природе
Конкурс поделок из природного материала |
Конкурс загадок “Вопросы Деда Всеведа”;
Конкурс рисунков и творческих работ “Природа глазами детей”; |
Конкурс тематических листовок и плакатов “Охрана растений и животных”;
“Вода –эликсир жизни” (викторина);
“Веселая рыбалка” ( конкурс загадок на экологическую тему) |
Конкурс сочинений на экологическую тему;
Олимпиада “Земля – наш общий дом”;
Конкурс чтецов “Чувашия -мой край родной". |
Праздники |
|
|
Утренник “Осенний листопад” |
Праздник урожая |
Праздник цветов |
Литературно –музыкальный праздник “Родина любимая моя”;
Праздник “Золотая осень” |
|
|
|
|
|
Направление “Я и мой интеллект”
Цель деятельности классного руководителя:
- Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
- Учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
- Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
1 класс |
2 класс |
3класс |
4класс |
|
Беседы |
|
|
Урок гражданственности “Я – гражданин России”;
“Москва – столица нашей Родины”;
“Почему учатся в школе?”;
“Книги –наши друзья”; |
“Дорогая моя столица…”
“Флаги России”;
“Пионеры герои”;
“Правила дорожные знать каждому положено”;
“Покорение луны и Марса”
Что празднуют 1Мая. |
“Откуда есть пошла земля русская”;
“Герои России”;
“5 минут у карты”; |
Встреча с детьми войны;
Что такое “патриотизм”?;
“Знаем ли мы себя?”;
|
Конкурсы |
Конкурс рисунков на военную тематику;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс загадок различной направленности; |
Конкурс рисунков “Святые заступники Руси”;
Викторина “Крестики-нолики”;
Конкурс загадок на заданную тематику; |
Конкурс рисунков на военную тематику;
Игра –аукцион “История гимна, герба и флага России”;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы; |
Конкурс плакатов “Я против войны;
Изготовление макета на военную тему”;
Конкурс чтецов “Широка страна моя родная”;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
|
Праздники |
“Учебный день, которого нет в расписании”
Праздник чая;
Праздник Азбуки |
“По страницам любимых сказок” |
“Как мне милы родные звуки” (музыкальная гостиная) |
Вечер памяти, посвященный Дню Победы;
Выставка “Быт наших предков” |
Направление “Я и мое здоровье”
Цель деятельности классного руководителя:
- Развитие духовных и физических возможностей личности
- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
1 класс |
2класс |
3класс |
4класс |
Беседы |
“Телевизор в жизни ребенка”;
“О необходимости соблюдения гигиены”;
“Как правильно одеваться, чтобы не заболеть” |
“Дружи с водой;
“О здоровом сне”;
“Спорт –это залог здоровья”;
Беседа школьной медсестры “Как быть здоровым”;
“Вредные привычки”;
“Курить или жить” |
“О медицинских профессиях”;
“О вредных привычках”;
“Как уберечься от насилия”;
Беседа школьной медсестры “Уроки Мойдодыра” |
“Режим дня в жизни школьника”;
Встреча с врачом педиатром “О вредных привычках”;
“Если хочешь быть здоров -закаляйся”;
|
Конкурсы |
“Загадки от доктора Пилюлькина”;
Конкурс рисунков на тему “Мое здоровье” |
Конкурс рисунков на тему “Мое здоровье” |
“Какие лекарственные растения ты знаешь”;
Конкурс рисунков, листовок на тему “Мое здоровье” |
Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему “Мое здоровье”;
|
Праздники |
“Как настроение?” |
“Я здоровье берегу, сам себе я помогу” |
Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник) |
Предметно –тематический праздник “Отчего мы иногда болеем” |