Сайт

учителя начальных классов

МБОУ "Сойгинская СОШ"

Хадаровой

Галины Васильевны

Программа

экспериментальной площадки

 

 

   Актуальность и проблематика  программы

 

        Вопрос правильного использования природных богатств и охраны природы – один из важнейших вопросов нашего времени во всём мире.

       В природе ничто не существует обособленно, все её элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесённый одному, немедленно вызывает ухудшение других.

      Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе, помнить, что увеличение населения, рост городов, интенсивное промышленное строительство, механизация сельского хозяйства и транспорта накладывают на человека новые обязательства по отношению к природе.

       Этого, к сожалению, многие ещё не понимают, поэтому в ряде мест у нас наблюдается обеднение природы, что может привести к экологическому кризису.  

       Все мы – дети "Природы”. И каждый человек должен по возможности обогащать природу и ни при каких обстоятельствах не обеднять её.

      Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

        Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),  экологическое мышление, культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),  культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

      Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

      Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

       Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

         Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

      Мой опыт работы с предыдущими классами показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению  к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

        Я надеюсь, что данная программа по экологическому воспитанию поможет мне дать детям глубокие знания о природе, сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

 

    Программа экспериментальной площадки  «Друзья природы» разработана для учащихся 2 класса. Срок реализации программы - 3 года.

 

Атрибут экспериментальной площадки – галстук зелёного цвета.

 

 

Цель программы:

 

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящихся рядом (формирование экологической культуры).

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

 

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

 

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

 

Содержание программы

 

Курс программы состоит из 9 разделов.

 

1 раздел – "Введение в экологию”

 

        Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

 

2 раздел – "Молчаливые соседи”

 

       В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

 

3 раздел – "Пернатые друзья”

 

          Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

 

4 раздел – "О чем шепчут деревья”

 

      Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

    Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

 

5 раздел – "Загадки животного мира”

 

      Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова.

     Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в краеведческий музей г. Алатыря. Дети знакомятся с животными Чувашской Республики, занесенными в Красную книгу. Каждый год в  городе Алатыре работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.

 

6 раздел – "Секреты неживой природы”

 

     Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий всё вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

 

7 раздел – "Оранжерея на окне”

 

         Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

 

8 раздел – "Человек – часть живой природы”

 

    В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей. Надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор семян, охрана и подкормка птиц.

 

9 раздел – "Охрана природы”

 

      В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

   Мероприятия этого раздела также позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

 

   

 

 

Ожидаемые результаты

 

 Учащиеся  должны знать:

O Основы экологической культуры.

O Некоторые особенности природы своего края.

O Основные признаки времен года.

O Значение природы для человека.

O Группы растений и животных.

O Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

O Правила поведения в природе.

O Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

 

Учащиеся должны уметь:

O Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

O Выполнять правила личной гигиены.

O Различать изученные растения, животных.

O Вести наблюдения в природе под руководством руководителя экспериментальной площадки.

O Подкармливать птиц в простейших кормушках.

O Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

O Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя экспериментальной площадки.

Электронный образовательный ресурс Нижегородского института развития образования.
Ресурс создан по технологии
"Конструктор e-Publish"